В России повторяется прошлогодняя история: перед повышением утилизационного сбора население бросается покупать автомобили. В октябре продажи легковых машин и легких коммерческих грузовиков (LCV) подскочили на 34,2%, до 175,9 тыс., из них легковых — 168 тыс., сообщил Минпромторг со ссылкой на данные о регистрации автомобилей.
Это максимум за год и всего на 4,8% ниже октября 2024 г. В ноябре прошлого года утильсбор был повышен на 70-85%, после чего продажи рухнули (в первые месяцы этого года спад превышал 25%). В этом году повышение также планировалось на ноябрь, но из-за протестов было перенесено на декабрь. «Как и год назад, люди стараются приобрести автомобили, опасаясь, что они подорожают в скором будущем», – объяснял исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.
Главный вклад в восстановление авторынка внесли планы властей по резкому повышению утилизационного сбора на автомобили мощностью 160 л.с и электромобилей, отмечал Удалов. Будет отменен льготных утильсбор для физлиц при ввозе автомобилей с двигателями от 160 л.с., электромобилей и гибридов. Кроме того, теперь для таких машин он будет рассчитываться с повышающим коэффициентом. В результате за мощную иномарку придется доплатить как минимум 800 тыс. рублей, а в некоторых случаях – более двух миллионов.
По оценке «Автостата», за 9 месяцев физлица ввезли в Россию более 268 тыс. автомобилей с двигателями от 160 л.с., в том числе 62,4 тыс. новых (ими таможня считает машины не старше трех лет). Практически все 10 самых популярных моделей, ввозимых физлицами – как новых, так и подержанных – после отмены льготного утильсбора сильно подорожают, потому что их официальных поставок в Россию не ведется, указывал гендиректор «Автостата» Сергей Целиков.
Для новых автомобилей это Toyota Rav4 и Highlander, BMW X3, X5, Volkswagen Tiguan, Lexus RS, Mercedes-Benz G-класса (в Россию, по подсчетам «Автостата» попадает каждый 27-й выпущенный компанией Gelendwagen) и RAM 1500. Лидеры по ввозу среди автомобилей с пробегом – Hyundai Palisade, BMW 5 серии, Х3 и X5, Subaru Levorg, KIA Sorento, Carnival, K5, Toyuta RAV-4, Hyundai Santa Fe. «Мы их теряем», – отметил Целиков.
«Если смотреть недельную динамику продаж, то к концу октября она существенно улучшается, причем во всех сегментах автомобильного рынка – даже для тяжелых грузовиков проглядывает «просвет в конце тоннеля», комментировал Целиков.
По данным Минпромторга, грузовиков в октябре было продано более 6 тыс., на 39% больше, чем в сентябре, но на 53% меньше, чем годом ранее. При этом еще недавно падение в годовом выражении доходило до 70%. Рост местами ураганный, за счет чего динамика продаж за 10 месяцев уже минус 20%, и есть надежда на выход к концу года на минус 15%, прогнозирует Целиков.